» » Бухгалтерский и налоговый учёт банковских гарантий

Бухгалтерский и налоговый учёт банковских гарантий

Бухгалтерский и налоговый учёт банковских гарантий

Сегодня наиболее распространённый инструмент в сфере защиты интересов сторон по контракту является банковская гарантия, именно поэтому учёт данного обязательства с точки зрения бухгалтерского и налогового дела очень важен.

Бухгалтерский учёт комиссии банка

Учёт вознаграждения, выплаченного банку за выдачу гарантии, зависит от того, какие обязательства обеспечивает документ.

Если бенефициаром по гарантии выступает продавец какого-либо товара, то сумма, уплаченная гаранту, будет являться обычным расходником, т.к. связана непосредственно с приобретением товара. Исходя из положений о ведении бухгалтерского учёта, оценка имущества, приобретаемого за конкретно определённую плату, происходит посредством сложения затрат, которые были фактически произведены в процессе его покупки. К таким затратам относятся таможенные пошлины, наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, оплата услуг третьих лиц, которые обеспечивали доставку, транспортировку или хранение товара, а также затраты на приобретение товара.

Если бенефициар по гарантии - иное кредитное учреждение, а документ обеспечивает кредитные (и им подобные) обязательства, то комиссия, уплаченная банку, является иным видом расходов. В этом случае компания должна использовать один из двух вариантов ведения учёта расходов: равномерный учёт в течение всего срока займа или единовременный (для того отчётного периода, к которому относится расход).

Если БГ обеспечивает иные обязательства, то учёт комиссии гаранта зависит от вида этих обязательств. В случае если гарантия обеспечивает надлежащие исполнение условий государственного контракта, то сумма, уплаченная в качестве вознаграждения гаранту, может быть учтена в составе прочих расходов или расходов, связанных с обычными видами деятельности организации.

Если же гарантийный документ обеспечивает обязательства по контракту, условия которого предусматривают получение дохода принципалом в течение нескольких отчётных периодов, то сумму, которая является комиссией гаранта, нужно распределить между этими периодами, либо учесть её полностью в том отчётном периоде, в котором она была уплачена.


Налоговый учёт банковских гарантий

Согласно ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия не облагается НДС. В определённых случаях (ст. 264 НК РФ) получение БГ может быть признано расходом, связанным с получением услуг от банка, который включается в состав иных расходов, связанных с производством или реализацией. Данный расход должен быть учтён в том отчётном периоде, к которому он относится, вне зависимости от периода, в котором фактически была произведена оплата. Если БГ обеспечивает покупку сырья, то комиссия банку включается в фактическую себестоимость материально-производственного сырья, которое было приобретено компанией.

Банковская гарантия является одним из наиболее эффективных и распространённых способов минимизации рисков при заключении как коммерческих, так и государственных контрактов, поэтому правильное составление отчётности, включающей в себя затраты на её получение, является залогом успешного функционирования организации.