» » Законодательство банковских гарантий

Законодательство банковских гарантий

Законодательство банковских гарантий

Проведение тендерного конкурса, аукциона или закрытых торгов на поставку товаров/выполнение работ/оказание услуг осуществляется согласно предусмотренного регламента, а также предполагает предоставление высоколиквидного обеспечения заказчику согласно поданных заявок и исполнения условий контракта в будущем. Идеальным финансовым инструментом для этих целей считается банковская гарантия. Данный банковский документ является уникальным, так как позволяет не изымать денежные средства из оборота, а также не замораживать наличные. Не так давно оформление гарантии с целью обеспечения участия на торгах и в тендерах производилось, как для прибыльных, так и для убыточных компаний, которые могли получить данные документы, пользуясь услугами официальных партнеров банка. Однако, ситуация изменилась кардинально с января 2014 года.

В рамках Федерального Закона Российской Федерации №44-ФЗ от 05.04.2013 года вступившего в силу с 01.01.2014 г. представлены новые требования в 114 статьях относительно получения банковской гарантии с целью обеспечения проведения тендерных операций. Согласно прописанным в нем положениям, выдачу банковских гарантий имеют право осуществлять только банки, которые включены в реестр банковских учреждений, соответствующим требованиям, указанным в ст.1761 Налогового Кодекса РФ.

Ряд положений, которые включает новый Федеральный Закон от 01.01.2014 года, сохранились от предыдущего закона ФЗ№94. Федеральный Закон №94 устанавливает основные правила и предусматривает общие способы по проведению государственных закупок. Требования, указанные новым законом, являются более усовершенствованными. И те правоотношения, которые не входят в полномочия ФЗ№94, регулирует новый Федеральный Закон №44, действующий с января 2014 г.

В соответствии с новым законодательством, ряд новых требований будет касаться не только выдачи гарантии, но и компании, которая подавала заявку на ее получение. Если возникнут несоответствия, потенциальные участники аукционов и тендеров будут вынуждены свои собственные денежные средства закладывать на электронные площадки. Условия, которые предъявляет новый федеральный закон от 01.01.2014 г., позволяют в значительной степени поднять критерий при отборе компаний, желающих стать победителями тендера, а также гарантировано выбрать самого надежного партнера для заказчика.

Согласно п.45.2, который предлагает новый федеральный закон относительно выдачи гарантий от 01.01.2014 года, обеспечение заявки на участие в тендерных торгах может производиться только по безотзывной банковской гарантии. Она, в свою очередь, может быть выдана только уполномоченным банком (в соответствии с п.45.1), а не брокерской компанией либо официальным партнером банка. При этом, п. 45.11 закона предусматривает, что банк обязан внести гарантию, выданную в ответ на заявление компании, в Реестр банковских гарантий одновременно с предоставлением компании выписки из этого реестра. Клиенту она может понадобиться, если возникнет необходимость внести изменения в обеспечение обязательств, взятых на себя клиентом в отношении выполнения условий по госконтракту или закупке.

Новый федеральный закон от 01.01.2014 г. в п.45.2 предусматривает, что банковские гарантии для обеспечения заявки клиента на участие в тендере должны содержать в себе данные не только о денежной сумме и сроке действия самой гарантии, но также и ряд представленных ниже требований:

  • Список обязательств, которые взял на себя подрядчик и под которые выдается гарантия,
  • Условия основного договора, по которому будет осуществляться фактический перевод средств на счет заказчика,
  • Неустойка, предусмотренная за каждый день просрочки гарантом платежа (1% от суммы, необходимой к оплате стороной, выступающей гарантом (банк)),
  • Пакет документов, который предусмотрен правительством, а также основное требование по выплате гарантийной суммы,
  • Другие требования, несоответствие которым может являться поводом для отказа в принятии гарантии со стороны заказчика.

Согласно положениям, которые содержит новый федеральный закон от 01.01.2014, в банковских гарантиях запрещается указывать требования о предоставлении заказчиком, свидетельствующих о неисполнении, исполнении в ненадлежащем виде или уклонении от своих обязательств, судебных актов.

В соответствии с условиями безотзывной банковской гарантии, заказчик имеет право на бесспорное списание денежной суммы со счета гаранта в случае невыполнения условий контракта. Списание производится при невыплате гарантийной суммы на протяжении 5 банковских дней.

Если в 2013 году компаниям, у которых на балансе отсутствует прибыль или даже имеются убытки, предоставлялась возможность получения банковской гарантии, воспользовавшись услугами брокера либо официального партнера банка, то на данный момент такой возможности у компаний нет. Новый федеральный закон №44, вступивший в силу от 01.01.2014 года, указывает, что право оформлять и выдавать банковские гарантии имеют только те банки, которые входят в перечень согласно ст. 1761 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно регламента выдачи банковских гарантий включенными в перечень банками и положениями, которые предусматривает новый Федеральный Закон от 01.01.2014 г., основным условием для получения банковского документа является предоставленный компанией прибыльный годовой баланс по итогам года. Платежеспособность клиента, а также отсутствие убытков компании позволяет провести отбор кандидатов на победу в тендере и для исполнения госконтрактов/коммерческих на более жестких условиях.

Требования, предъявляемые выдающим гарантии банкам в соответствии с положениями, которые содержит Федеральный Закон №44 от 01.01.2014 года, также являются жесткими. Как и для банков, которые открывают счета с целью обеспечения тендера и закупок. Ряд предъявляемых условий касается:

  • Финансовой устойчивости, ликвидности, объемом доходов и активов, размера капитала и аналогичных показателей,
  • Условий договоров, заключаемых с оператором, обслуживающим электронную площадку;
  • Определяется перечень, в которые включены уполномоченные банковские учреждения.