Банковская гарантия (§ 6 гл. 23 ГК) представляет собой разновидность поручительства (§ 5 гл. 23 ГК). Ее обеспечительный эффект, как и обеспечительный эффект поручительства, достигается за счет того, что в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обеспеченного банковской гарантией (основного, главного) обязательства кредитор в данном обязательстве (бенефициар) вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков не только от должника (принципала) как непосредственного виновника правонарушения, но и от гаранта – третьего лица (лиц), не участвующего в основном обязательстве, но отвечающего перед кредитором за его исполнение должником (принципалом) на условиях и в порядке, определяемых договором банковской гарантии.
В основании возникновения обязательства гаранта (поручителя) лежит трехсторонняя сделка (договор), сторонами которой являются гарант, кредитор (бенефициар) и должник (принципал) по основному обязательству. При отсутствии волеизъявления на совершение указанной сделки хотя бы одной из названных сторон договор банковской гарантии следует считать незаключенным, а отношения по банковской гарантии – неустановленными.
Банковская гарантия – акцессорное правоотношение. В рамках данного института вводится презумпция добросовестности (правомерности) требования бенефициара об уплате суммы по гарантии. Предполагается, что бенефициар, предъявляя к гаранту соответствующее требование, имеет право требовать платежа по гарантии в связи с нарушением должником обеспеченного обязательства. Если бенефициар требует платежа по гарантии без достаточных к тому оснований (основное обязательство должником нарушено не было), опровержение презумпции добросовестности его требований осуществляется только в судебном порядке (гарант не вправе выдвигать против кредитора возражения, связанные с основным обязательством) и, как правило, post factum – т.е. после того, как гарант произвел соответствующий платеж.
Презумпция добросовестности требований бенефициара является ключевым элементом в обеспечительном механизме банковской гарантии, решая главную задачу данного института, – ускорить возмещение кредитору убытков, вызываемых неисправностью должника по основному обязательству. Последнее обстоятельство (необходимость ускоренного возмещения кредитору убытков, причиняемых неисправностью основного должника) вызвало к жизни появление института банковской гарантии, который в современных условиях требует адекватного правового регулирования.