Анализируя складывающиеся сегодня условия в экономике страны, можно отметить, что интерес к такому финансовому инструменту, как банковская гарантия растет из года в год. В основном данная тенденция вызвана универсальностью подобного объекта. Это объясняется возможностью банковской гарантии защитить интересы не только самого принципала, но и бенефециара.
Так, рассматривая исторический аспект, можно заметить, что в юридической науке нет определенного взгляда на определение гарантии, которое нашло бы свое отражение в международной практике. Во многом это объясняется тем, что частное право различных государств основывается на свое принятой терминологии, а также в различии концепций обеспечения контрактных обязательств.
Кроме названного, следует иметь в виду, что в рамках англо-саксонской системы права европейская юридическая практика четко разделяет понятие гарантии и гарантийного письма. В данном случае первый термин выступает первичным обязательством возмещения некоторой суммы по договору, а гарантийное письмо является вторичным обязательством. Следует иметь в виду, что “гарантия” достаточно новый финансовый инструмент, который плотно вошел в употребление лишь в 60-х годах 20 века.
В мировой практике банковская гарантия сложилась лишь тогда, когда классический способ обеспечения обязательств перестал удовлетворять интересам финансового сообщества. Весьма часто юристы многих стран отмечают большую схожесть банковской гарантии и договора поручительства, а нередко и с договором страхования. Если отойти от всех деталей данных финансовых инструментов, то также можно заметить сходство с резервным аккредитивом.
Именно они вошли в обиход в определенных штатах США, так как банкам не было законодательно разрешено выступать поручителями или гарантами. Это и послужило толчком к развитию института банковской гарантии.
Таким образом, у банковской гарантии, в современном ее понимании, два прародителя: институт поручительства и институт документарного аккредитива.